Главная/Новости/КАК ПРАВИЛЬНО ОБСЛУЖИВАТЬ АККУМУЛЯТОР

Новости

06 марта. 10:07
КАК ПРАВИЛЬНО ОБСЛУЖИВАТЬ АККУМУЛЯТОР

Как правильно обслуживать аккумулятор

 

 

 

 

 

    В данном материале мы постараемся наиболее кратко и доступно изложить тему, которая на самом деле очень обширна и полна нюансов. Речь пойдет о том, как с помощью несложных манипуляций продлить срок службы Вашего аккумулятора, увеличить время работоспособности, и, как результат – увеличить промежуток времени между покупкой новой батареи. Экономия налицо – или «забить» на состояние батареи и покупать ее раз в два года, или выполнить несколько рекомендаций, и тратится на новый аккумулятор раз в 4, а то и 5 лет. Выбирать Вам.

    Начнем, пожалуй, с того, что влияет на продолжительность «жизни» аккумулятора. Будем разбирать все по порядку, для доступности и простоты понимания.

1. КАКИЕ ФАКТОРЫ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА СРОК СЛУЖБЫ АКБ.

1.1. СТЕПЕНЬ ЗАРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРА.

Один из важнейших факторов, который влияет на срок службы аккумуляторной батареи. Не допускайте разряда аккумулятора. Работа в полуразряженном состоянии, а особенно в холодное время, снижает пусковые свойства АКБ и очень сильно влияет на срок службы. Не ленитесь периодически подзаряжать аккумулятор.

1.2. ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ.

    Температура является тоже очень важным фактором, от которого зависит долговечность батареи. При низких температурах замедляются химические реакции внутри аккумулятора. Результат – частичная потеря пусковых свойств, снижение работоспособности. Высокая температурная нагрузка ведет к повышенному расходу жидкости в аккумуляторе. При недостаточном уровне электролита происходит оголение рабочей поверхности пластин и потеря емкости АКБ.

1.3. СОСТОЯНИЕ ЭЛЕКТРОСИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ.

    Наряду с вышеперечисленными данный фактор является чуть-ли не определяющим для срока службы Вашего аккумулятора. Неисправности генератора ведут к недозаряду или перезаряду АКБ. Неисправности проводки автомобиля ведут к появлению токов утечки, через которые батарея может оказаться разряженной после 2х-3х дневного простоя автомобиля. Неприятный сюрприз, не правда ли?

1.4. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В АКБ.

    Последним звеном цепочки факторов можно считать химические процессы сульфатации электродов (пластин) внутри АКБ, гидролиза (распад воды на водород и кислород, в результате воздействия электрического тока). Эти процессы постоянно происходят внутри аккумулятора и их интенсивность очень влияет на работоспособность батареи. При несоблюдении условий эксплуатации, факторы, перечисленные выше, повышают интенсивность этих естественных реакций и кардинально снижают срок службы аккумулятора.

    Как видите, химия и физика процессов, происходящих в аккумуляторе, очень зависит от воздействия извне, а именно от наших действий или бездействия. Если следовать рекомендациям и выполнять их, то можно значительно продлить срок службы АКБ.

2. ВИДЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

    По специфике ухода, аккумуляторы делятся на две основные категории. О них мы и поговорим ниже.

2.1. ОБСЛУЖИВАЕМЫЕ АКБ.

    Аккумуляторы этого вида в процессе эксплуатации требуют регулярного контроля уровня электролита. Периодичность проверки зависит от времени года и температуры окружающей среды. В летнее время, когда окружающая температура значительно повышается, рекомендуется проверять уровень электролита не реже чем один раз в два месяца. Уровень должен составлять 10-15 мм выше кромки сепаратора. При недостаточном уровне электролита, производится долив дистиллированной воды. Обслуживаемые аккумуляторы при надлежащем уходе имеют сроки службы такие же, как и необслуживаемые АКБ. 

2.2. НЕОБСЛУЖИВАЕМЫЕ АКБ.

    Понятие «необслуживаемый аккумулятор» означает отсутствие необходимости доливки воды во время эксплуатации батареи, при этом конструкция крышки может быть разной — как с пробками, так и без них. Современные необслуживаемые АКБ в нормальных условиях не требуют доливки воды в течение всего срока службы. В связи с этим срок службы АКБ более чем удвоился – с 2 лет до 4-5 лет.

      

В данное время решетки аккумуляторных пластин изготавливаются из свинцово-сурьмянистого сплава с процентным содержанием сурьмы до 1,5%. Сурьма добавляется для прочности решетки, так как чистый свинец очень мягкий материал. Однако такие АКБ в процессе работы расходуют воду. Последним усовершенствованием технологии стало добавление вместо сурьмы 0,1% кальция для придания прочности решеткам (так называемые «кальциевые» аккумуляторы). В результате, электролит теперь меньше загрязняется, а потери воды значительно снизились. Такие аккумуляторы получили название необслуживаемые, так как долив воды в них не требуется на протяжении всего срока службы.

 

3. КОМПЛЕКС МЕР ПО УХОДУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АККУМУЛЯТОРА

    Срок службы аккумуляторной батареи полностью зависит от своевременного обслуживания и правильного ухода. Ни для кого не секрет, что исправный аккумулятор – залог надежного запуска Вашего автомобиля.

    Любой процесс по обслуживанию того или иного приспособления (в том числе автомобильного аккумулятора) начинается с диагностических манипуляций, и продолжается (в зависимости от получаемых результатов) соответствующими действиями. О подобных действиях, а также о способах выявления проблемы мы подробнее опишем по порядку.

3.1. КОНТРОЛЬ ВНЕШНЕГО ВИДА АКБ.

    Как ни странно, однако внешний вид аккумулятора тоже оказывает большое влияние на его работоспособность. Обязательно поддерживайте в чистоте корпус АКБ, периодически очищайте его от пыли и грязи. При очистке используйте раствор обычной кухонной соды (в расчёте 1 ч. ложка на 200 мл) в воде для удаления электролита с корпуса аккумулятора. Особенно на это следует обращать внимание в летнее время, так как АКБ при высокой подкапотной температуре начинает интенсивнее испарять жидкость. Часть этой электролитсодержащей жидкости оседает на батарее в виде токопроводящей пленки повышая саморазряд АКБ и вероятность внешней искры. А, это, как известно, может привести к взрыву аккумуляторной батареи.

3.2. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЭЛЕКТРОЛИТА.

Если Вы приобретаете аккумулятор обслуживаемого типа и хотите, чтобы он служил долго, возьмите для себя за правило периодически, не реже 1го раза в два месяца проверять уровень электролита в банках аккумулятора. Проверка уровня производится мерной трубкой либо корпусом от обычной шариковой ручки (прозрачной) (см. рис).

      

  Если под рукой нет ничего, что можно было бы использовать в качестве мерной трубки, отвинтите вентиляционные пробки АКБ и загляните внутрь банок аккумулятора. В идеале, жидкостью должны быть покрыты кромки сепаратора. Если же визуальный осмотр определил, что кромка сепаратора выступает за уровень жидкости, необходимо долить дистиллированную воду до вышеуказанного уровня.

 

    Выполняя данные рекомендации, Вы поддерживаете нужный для работы всей поверхности пластин объём рабочей среды (электролита) и добиваетесь максимальной отдачи от АКБ. Недостаточный уровень электролита ведет к «недоработке» пластин АКБ вследствие частичного соприкосновения с электролитом. Это снижает емкость батареи и вызывает потерю стартерных токов. Кроме этого, усиливаются процессы сульфатации пластин и срок службы АКБ очень сокращается.

3.3. ПРОВЕРКА СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ АКБ.

    Для измерения напряжения на клеммах аккумулятора обзаведитесь цифровым мультиметром (инструкцию по пользованию можно найти в интернете). Напряжение полностью заряженной аккумуляторной батареи без нагрузки (НРЦ) – напряжение разомкнутой цепи) должно находиться в пределах 12.6-12.9 Вольт. Под нагрузкой (в момент запуска) не падать ниже 10,5 Вольт. Также о степени заряженности многое может сказать плотность электролита в банках АКБ. Для измерения плотности используется прибор, который называется ареометр (см. рис.).

 

В норме плотность электролита составляет 1,26-1,28 г/см3. Снижение плотности во всех банках свидетельствует о том, что аккумуляторная батарея находится в разряженном состоянии, а если плотность низкая в одной или двух банках АКБ, то велика вероятность короткого замыкания внутри аккумулятора. Настоятельно рекомендуется контролировать степень заряженности АКБ, особенно в холодное время года.

 

3.4. НАДЕЖНАЯ ФИКСАЦИЯ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В АВТОМОБИЛЕ.

    Обязательно проверять качество крепления клемм на полюсных выводах аккумулятора. Недостаточно зажатые клеммы обуславливают плохой контакт. Из-за этого происходит избыточный нагрев, а также возможно оплавление полюсного вывода АКБ. Также неплотно зажатые клеммы более подвержены окислению (кислотный налет зеленоватого оттенка на месте крепления клеммы к выводу АКБ). Это ведет к снижению стартерных характеристик и ухудшению качества подзарядки батареи от генератора.

      

 Надежно закрепите аккумуляторную батарею на посадочном месте в автомобиле. Для этого автопроизводителем предусматривается штатные крепежные средства. Будь то прижимная планка с болтом для крепления за нижний бортик АКБ (автомобили европейского производства, а также KIA, HYUNDAI), либо шпильки с резьбой и прижимная планка для верхнего крепления (авто азиатских производителей). Пластины надежно закрепленного АКБ менее подвержены осыпанию из-за тряски.

 

3.5. ПРАВИЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АКБ.

    НЕ ДОПУСКАЕТСЯ эксплуатация батарей в режиме НЕДОЗАРЯДА, т.е. при напряжении ниже 13,9 Вольт. Длительный недозаряд приводит к глубокому разряду аккумулятора и оплыванию активной массы с отрицательных электродов. Глубокий разряд не допускается.

    НЕ ДОПУСКАЕТСЯ эксплуатация батарей в режиме ПЕРЕЗАРЯДА, т.е. при напряжении выше 14,4 Вольт. Напряжение выше нормы приведет к выкипанию воды и повышению плотности рабочей жидкости, разрушению свинцовых пластин, помутнению и потемнению электролита в одной, нескольких или всех банках аккумулятора, и возможному взрыву. Поэтому не реже одного раза в 2 месяца проверяйте уровень зарядного напряжения на автомобиле.

    Контроль уровня электролита в необслуживаемом аккумуляторе невозможен, поэтому при эксплуатации необслуживаемого аккумулятора особенного важно не допустить перезаряд.

4. ВЫВОДЫ. ЧТО ДАЕТ ПРАВИЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АККУМУЛЯТОРА.

    Коротко основные мысли данной статьи можно сформулировать так:

  • Держите поверхность и клеммы АКБ в чистоте.
  • Старайтесь не подвергать Ваш аккумулятор воздействию как высоких, так и низких температур.
  • Контролируйте уровень электролита.
  • Не «мучайте» батарею работой в полуразряженном состоянии. Не ленитесь пользоваться зарядным устройством .
  • Надежно фиксируйте клеммы аккумулятора, а также закрепите сам АКБ на посадочном месте в авто.
  • Проверяйте состояние электрооборудования автомобиля.

 

Итак, что же Вы получите, если будете производить с АКБ вышеизложенные манипуляции:

  • Самое главное - это уверенный запуск автомобиля в любую погоду.
  • Надежное питания бортовой сети Вашего авто.
  • Длительный срок службы.
  • Экономию денежных средств (промежутки между покупкой нового АКБ станут гораздо больше).

Следуя этим простым советам, Вы удивитесь, на что способен Ваш аккумулятор.